|
Постановка Фильм получится увлекательным, если в его
основе лежит интрига, а события развиваются динамично и с нарастающей
напряженностью. Главное правило постановки заключается в том, чтобы снимать и
показывать то, что самому интересно. Можно и наоборот, искренне
заинтересоваться тем, что снимаешь, тогда и зритель не останется равнодушным.
Домашний видеофильм создается для просмотра
в кругу семьи или друзей. В последнем случае — зачастую для заполнения пауз в
общении. Наблюдения показывают следующее:
Таким образом, по длительности домашний
видеофильм можно делать от 20 до 40 минут, крайний предел (если фильм только
для взрослых) — 45 минут. И чем он длиннее, тем больше потребуется стараний
для удержания внимания зрителя. Домашний неигровой фильм проще создать в
жанре очерка. Можно рассказать о неординарном или близком человеке, о периоде
жизни семьи или коллектива, даже о своих домашних питомцах. Можно представить
анализ некоторых социальных явлений. Показ событий сопровождают комментариями
и вставками архивных материалов. Это оживляет повествование, так легче
выразить свое мнение о происходящем на экране. Сложнее делать видеофильм в виде репортажа
о каком-то конкретном событии. Чтобы не скучал и случайный зритель, такое
событие должно быть достаточно впечатляющим или ключевым (например, свадьба,
рождение ребенка, путешествие, уникальное или общественно значимое явление). Можно попробовать силы в жанре
научно-популярного или учебного фильма. Автор, обладающий обширными
фактическими знаниями и собственным взглядом на предмет повествования, имеет
определенное преимущество перед кинематографистом-профессионалом. Такие
фильмы найдут зрителя среди коллег по работе, станут неплохим подарком для
сотрудников. Обычные семейные зарисовки могут вызвать
общий интерес, но только после того, как приобретут историческую ценность, то
есть спустя время, когда подрастет новое поколение. Правда, дети растут очень
быстро, и время здесь сжимается тем больше, чем меньше их возраст; первые
годы жизни по значимости и темпу равны десятилетиям. Всегда надо стараться находить необычные
стороны в самом заурядном событии. Интересный фильм будоражит воображение,
поднимает проблемы. Зритель должен понять их за короткое время просмотра,
даже если автор истратил на постановку месяцы. Работу над видеофильмом можно, конечно,
начинать и в лоб, то есть с обдумывания темы, потом взяться за разработку
сюжета (системы событий), составить фабулу (план событий). Далее создать
литературный сценарий с характеристикой образов, отработать постановочный
сценарий (разбить фильм на эпизоды, сцены и кадры). Потом составить монтажные
листы, где подробно указать содержание каждого кадра, его длительность,
технические приемы съемки (наезд, отъезд, масштаб изображения героев и т.
п.), способы оформления стыков и прочее. Наконец, снять черновой вариант,
смонтировать видеоряд и наложить звук. Даже перечисление этапов отпугивает
начинающего любителя. Реальный же алгоритм создания домашнего
фильма может значительно отличаться от приведенной выше последовательности.
Если у вас есть на примете какая-то тема, идея или, по крайней мере, цель
последующей демонстрации видеофильма, не стоит надолго откладывать начало
работы. Сценарий будет не лишним, ведь даже не слишком строгое планирование
позволяет лучше понять свой же замысел. Но трудно заранее все предусмотреть.
Только в процессе работы постепенно прорисовываются каркас фильма, детали
эпизодов и сцен, приходит кураж. От первоначального замысла остаются порой
крохи. Нелишней может оказаться и пауза в работе — для переоценки пройденного
пути и восстановления свежести восприятия. Работать полезно по развивающейся спирали:
идея, съемка, черновой монтаж, уточнение темы, пересъемка или дополнительная
съемка, опять монтаж, отработка сценария и т. д. На любой стадии надо помнить
об особенностях других этапов работы: снимать с учетом будущего монтажа, при
монтаже не забывать о теме, тема, в свою очередь, ограничивает использование
кадров некоторого рода. Старайтесь записывать свои (и чужие) мысли и
замечания, возникающие на каждом этапе работы и предварительных просмотрах,
так как хорошие идеи имеют плохое свойство быстро забываться. В любительской практике часто все
начинается с просмотра архивов и составления подробного описания кадров
каждой видеопленки с учетом показаний счетчика ленты. Неплохо выработать у
себя привычку записывать на вкладыши кассет содержание пленки уже во время
съемки. Накопившиеся за годы работы сырые материалы, которые просматриваются
чаще всего от случая к случаю, вызывая скуку гостей, можно постепенно
превратить в интересный сериал. И тогда наши близкие простят нам потраченное
не на них время. Структура фильма Видеофильм состоит из эпизодов,
повествующих об отдельных событиях. С одной стороны, каждый эпизод можно
рассматривать как маленький фильм, но, с другой стороны, у него нет
самостоятельного значения, поэтому он не должен быть лишним, выпадающим из
общего строя фильма, не должен противоречить идее фильма. Эпизоды, в свою очередь, состоят из сцен,
показывающих окружение и действия героев в одном определенном месте. Сцены
монтируются из кадров — кусков пленки между смежными моментами включения и
выключения записи на видеокамере (не путать с видеокадром — одной полной
разверткой телеэкрана, которая длится 1/25 секунды!). Некоторые кадры одной
сцены объединяют таким образом, что они воспринимаются как целое, без стыков,
образуя так называемый монтажный кадр. Введем еще одну структурную единицу фильма
— клип (или фрагмент), в который входит 1—3 эпизода. Из 5-9-минутных клипов
монтируют фильм на компьютере. Такая длительность определяется тем, что длина
файлов на жестком диске, имеющем файловую систему FAT32, ограничена 2 Гбайт1.
При выходном потоке 4-5 Мбайт/с (разрешение — 500 линий и качество звука
Hi-Fi) максимальная продолжительность клипа составит 9 минут. Для упрощения
стыковки каждому фрагменту желательно придать некоторую завершенность. В фильме сцены и эпизоды могут
выстраиваться линейно в хронологическом или причинно-следственном порядке, но
сопоставление или противопоставление параллельных сюжетных линий привносит в
повествование больше динамизма, метафоры же придают ему живость и
эмоциональную окраску. Способы подачи информации, выражения
симпатий или антипатий автора в кино (или видео) и в печатном произведении
различаются так же, как зрительное и слуховое восприятие отличается от
логического мышления. Тем не менее, сопоставляя кинофильм с книгой, можно
заметить, что эпизод соответствует главе, сцена — подразделу книги, монтажный
кадр аналогичен абзацу, а кадр — предложению, причем переменное кадрирование
сродни предложению сложноподчиненному. Как и литературное сочинение,
видеофильм можно представить функциональной последовательностью.
Название играет не последнюю роль, если в
нем заложена идея фильма. Хорошо, если его смысл проясняется в
кульминационной сцене. С другой стороны, название должно быть запоминающимся,
броским, как заголовок сенсационной статьи в газете, чтобы заранее
заинтересовать зрителя. Для связи с историческим моментом или с
другими сериями видеофильма используются пролог и эпилог. В сериалах некоторые перечисленные
составляющие могут не прослеживаться в явном виде, так как начало последующей
части сливается с концом предыдущей. Порой бывает трудно вспомнить ключевое
событие, выражающее главную тему сериала. Развитие сюжета Освещать события надо по хорошо продуманной
схеме, чтобы начало гармонировало с финалом, тогда фильм будет восприниматься
как нечто целое и завершенное, не вызывая недоумения зрителя по поводу самой
его идеи. Эпизоды должны выстраиваться в причинно-следственную цепь или в
связь по аналогии и подобию (создается все же не научный трактат). Логика представления событий определяет
саму идею фильма и часто показывает мировоззрение автора. Изменяя
последовательность действий, можно заставить зрителя понимать происходящее на
экране в нужном ключе, так как в качестве причины явления зачастую
воспринимается то, что было показано в предыдущих кадрах. Например,
удаляющийся прыжками огромный пес будет выглядеть преданным другом, спешащим
на помощь, если до этого был показан плачущий ребенок; но этот же пес
покажется трусишкой, если в предыдущем кадре мы видели прыгающего с дерева
котенка. На оценку событий влияет и психологическая
предустановка, даже наше настроение, которое порой меняется под воздействием
совершенно посторонних факторов. Чистоту первого свидания влюбленных
телезритель будет воспринимать, мягко говоря, предвзято, если телекомпания
прервет эту сцену рекламой подгузников. С другой стороны, можно добиться
особой выразительности повествования, если при монтаже учитывать психологию
восприятия, целенаправленно навязывать ассоциации с событиями, хотя бы
отдаленно напоминающими главное действие. Функциональные элементы видеофильма
должны следовать в своей очередности. Завязка готовит почву для правильного
восприятия дальнейшего действия. Заинтригуйте зрителя предстоящими событиями,
намекните на нечто таинственное, пообещайте интересное продолжение, но не
беспочвенно и в меру, чтобы потом не было разочарований из-за напрасных
ожиданий. Каждая параллельная линия сюжета требует для себя отдельного
введения в обстановку. Здесь излишняя краткость может исказить представление
зрителя о происходящем, так как пока еще не понятен ни исторический фон, ни
сама тема фильма. Чтобы подготовить зрителя к восприятию событий фильма без
затягивания вспомогательных кадров, иногда полезно воспользоваться
комментарием. Лучше, когда он звучит из уст героя, но это может быть и голос
за кадром, и титры (субтитры). В экспозиции по мере развития действия темп
повествования надо неуклонно повышать, так как нужда в дополнительных
объяснениях постепенно исчезает. Не допускайте, чтобы зритель легко
предугадывал действия героев, иначе ему станет скучно, при постоянной ясности
изложения все должно стать понятно лишь в самом конце. Сюжет надо развивать
плавно, без рывков и задержек, без преждевременного ускорения и последующего
замедления. Напряженность событий повышайте поступательно, каждый последующий
ее пик должен увеличивать накал страстей, а очередной спад не опускаться ниже
предыдущего по насыщенности — только такая волнообразность разворачивания
событий и допустима. Кульминационная точка должна быть только
одна, в ней сходятся все параллели сюжета. Здесь в краткой форме надо
выразить главную мысль фильма. Это не исключает наличия локальных, своих для
некоторых сюжетных линий, максимумов напряженности, но они лишь готовят
почву, накапливают энергию для апофеоза всего фильма. Только девятый вал из
накатывающихся волн бывает самым мощным. Развязку надо согласовывать с идеей и
главной темой фильма. Она должна естественным образом вытекать из
кульминационного момента. Правда, интересным может оказаться и парадоксальный
(непредсказуемый) вывод из всего повествования, здесь потребуется более
затянутая концовка фильма, с дополнительными объяснениями. Впрочем, без
замедления темпа событий, без сброса напряженности конец фильма намекает на
продолжение, а обманывать ожидания зрителя нельзя. Фильм — это все-таки зрелище, поэтому сюжет
следует развивать динамично, мы ведь делаем не коммерческий сериал, в котором
надо разместить побольше рекламы и за который заплатят по объему. Чтобы фильм
не получился нудным, надо без сожалений убирать все лишнее и сохранять только
раскрывающие тему эпизоды. Из нескольких отснятых сцен, описывающих
однотипные действия, достаточно оставить две-три самые яркие и характерные
для представляемого явления. Их не стоит размещать рядом, повторения
допустимы только при нарастании напряженности. Внимание зрителя не угаснет, если все
повествование будет ясным. Расставляя акценты на ключевых моментах
описываемого явления, не замыкайтесь на главном действии, для уточнения
обстановки надо показывать и сопутствующие события. Чтобы зритель не скучал,
не надо ограничиваться только последовательным разворачиванием действия.
Использование полного набора методов монтажа (параллельного, строящегося и т.
д.) исключит длинные сцены, оживит фильм и придаст ему настроение.
Длительность эпизодов, сцен и кадров должна быть сбалансированной,
соответствовать их значимости, случайные участники событий не должны
затмевать главного героя. В свое время массовый зритель часто покидал кинозал
во время демонстрации картин одного знаменитого режиссера элитарного кино,
так как не мог понять, о ком и о чем все-таки фильм и что происходит на
экране. Свежесть восприятия особенно нужна зрителю
для напряженных моментов фильма, чтобы не понадобилось уточнять у соседа, где
наши и где чужие или что произошло, так как пики напряженности длятся
относительно недолго. Давайте зрителям отдых, делая отступления, например
«рекламные паузы» по теме фильма, вставляя музыкальные клипы со своими
героями (веселое воспринимается легче). С помощью монтажа можно переместить
персонажей в сцены из популярных кинофильмов или в известные телепередачи со
знаменитостями. Можно смонтировать эксцентричную комедию, но герои домашнего
видеофильма не должны обижаться, увидев себя в юмористическом свете. Полезно заинтриговать зрителя предстоящими
событиями, намекнуть на нечто таинственное, пообещать интересное продолжение.
Для этого можно использовать, например, музыкальные фрагменты или звуковые
эффекты, они будут вызывать любопытство. Но постарайтесь оправдать надежды
зрителя, чтобы потом не было разочарований из-за напрасных ожиданий.
Привлекайте внимание зрителя титрами (субтитрами) с комментариями о том, что
осталось за кадром, чтобы не было соблазна думать о постороннем. Каждый наезд и отъезд камеры или изменение
фокусного расстояния объектива, особенно с поворотом, а также быстрое
панорамирование должны быть оправданы, так как их частое применение может
вызвать головокружение. Чтобы зритель чувствовал себя комфортно, нельзя
злоупотреблять этими приемами. Помните, что монтажный кадр меньше надоедает,
чем кадр с трансфокацией, а слишком частая смена кадров, мерцание экрана,
излишняя пестрота или расфокусировка изображения (более всего — движущегося)
быстро утомляют зрение. На протяжении всего фильма у зрителя не должно
возникать желания подстроить громкость или параметры изображения на экране
телевизора. За 30 минут в фильме можно показать в сумме
до 15 эпизодов из 400 кадров и сцен. Кадр не стоит делать короче двух секунд,
а сцену — длиннее двух минут. Методы компоновки Фильм проще всего скомпоновать путем
последовательного размещения эпизодов, сцен и кадров в хронологическом
порядке. Но применяя только такой способ на протяжении всей картины, трудно
добиться понимания зрителя, ведь события реальной жизни редко развиваются по
прямой; мир огромен, и все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Описать
некоторое явление без отступлений и введения дополнительных сюжетных линий
становится невозможно. Даже теорему иногда бывает легче доказать от
противного. Увлекательный рассказ изобилует
отступлениями от генеральной линии фразами типа «а в это время...», «на самом
деле...» и т. п. Палочкой-выручалочкой для осуществления такой постановки
становится параллельный монтаж, который к тому же повышает динамичность
повествования, существенно сокращает общую длительность фильма без ущерба для
полноты изложения. Сопоставление и, тем более, противопоставление
параллельных сюжетных лиши! (в том числе исторических) помогает выделить
особенности или подчеркнуть общность некоторых событий, указать на их
причинно-следственную связь. Разнообразие и контрасты сохраняют свежесть
восприятия. Эмоциональный доверительный рассказ, в
отличие от строгого повествования, легче воспринимается и вызывает сочувствие
зрителя. Использование методов сравнительного монтажа придаст фильму
настроение и особую выразительность. Но, с другой стороны, для представления
аллегорий и метафор требуется дополнительное время. В кульминационные моменты
нельзя сбавлять темп повествования, отвлекаясь на дополнительные ремарки,
здесь больше подойдет простой последовательный монтаж, да и большинство сюжетных
линий к этому моменту сходятся. Таким образом, генеральная ось развития
действия фильма и каждая сюжетная линия внутри себя компонуются
последовательно. Эти линии путем чередования различных фрагментов
выстраиваются параллельно для их сравнения между собой или
противопоставления, для показа взаимной обусловленности событий. Вплетение в
канву повествования умеренных доз метафор и элементов, вызывающих
определенные ассоциации, придает фильму эмоциональную напряженность и
направленность. Поэтому только умелое сочетание всех методов монтажа позволит
построить интересные сцены, увлекательные эпизоды, наконец, насыщенный и
содержательный фильм, который будет смотреться на одном дыхании. Последовательный монтаж При использовании последовательного монтажа
эпизоды, сцены и кадры, показывающие последовательное развитие событий,
выстраивают друг за другом в хронологическом порядке. Такой монтаж является
простым и интуитивно понятным зрителю, поэтому-то и находит самое широкое
применение. Смена места событий может быть обозначена простым стыком
разноплановых сцен с резким изменением характера звукового сопровождения.
Новый колорит последующего кадра также вызывает ощущение
пространственно-временного скачка. Для однозначного указания зрителю того,
что место действия в кадре уже изменилось, используют титры, как в немом
кино, или специальные компьютерные эффекты. Фрагменты с однотипными событиями лучше
разделить сценой из параллельной сюжетной линии, в крайнем случае, надо
позаботиться, чтобы напряженность этих событий поступательно нарастала, иначе
фильм покажется искусственно затянутым. Если в смежных кадрах представлены события,
разделенные временем, особенно снятые в одном и том же месте или при подобном
окружении, то стык надо выделять специальными средствами. Длительные
промежутки времени обозначают уходом в затемнение в конце предыдущей сцены и
выходом из него в начале следующего кадра. Можно использовать специальные
переходные эффекты, например перелистывание кадров или трехмерные перевороты,
«старение» картинки (изображение постепенно выцветает, и на нем появляются
технические дефекты) и т. д. Промежуток времени иногда указывают и явным
способом с помощью титров («прошло три месяца», «полгода спустя») или
специфичного разделителя (кадра с часами, календарем, картинами природы с
изменением сезона и т. п.). Можно, наконец, включить на видеокамере
отображение даты и времени, но этот способ имеет существенный недостаток:
привязывает кадр к конкретному месту фильма, его части нельзя переставлять
местами, если понадобится согласование при монтаже, да и зритель может не
обратить на это внимание. Продолжительный и упорный труд показывают
многократными наплывами на одного и того же героя, занимающегося одним и тем
же делом, возможно, с изменением ракурса или угла зрения. Полезность стараний
подчеркивают, отображая постепенное формирование продукта деятельности.
Длительность процесса зритель сможет определить по изменению обстановки в
кадре (например, за окном переменилась погода или наступило иное время года).
Наплывом на следующий кадр, в котором
изменился масштаб изображения или освещенность сцены, показывают скачок
времени в небольших пределах без изменения места событий. Дополнительно можно
показать, что в ожидании встречи герой к вечеру оброс щетиной, а цветы в его
руках завяли. ПРИМЕЧАНИЕ. Наплыв
— это плавное проявление последующей картинки на фоне постепенного
исчезновения предыдущей в течение 1-3 секунд. Параллельный монтаж Чередуя фрагменты сцен с одновременно
происходящими в разных местах событиями, можно подчеркнуть их взаимосвязь,
сопоставить или противопоставить героев и явления, сделать анализ событий, то
есть отделить причину от следствия, предысторию от результата. Параллельный
монтаж используют также для разрешения затруднений при стыковке кадров. С помощью
этого метода значительно сокращается общая длительность сцен и эпизодов, а
фильм в целом становится динамичнее, так как появляется возможность исключить
рутинные и малоинтересные действия героев, не вызывая скачков в развитии
действия. В одну цепочку можно объединять две или три
сюжетные линии, так как отслеживать большее количество параллельных событий
весьма затруднительно. Разрывать сцену лучше в самом драматичном месте, тогда
зритель будет ожидать продолжения с интересом и вниманием. А чтобы не тратить
дополнительное время на повторное введение в курс событий, существенное
изменение обстановки в сюжетной линии должно происходить на экране, но не за
его пределами, окружение продолженной сцены должно легко угадываться
зрителем. Можно возвращаться в момент разрыва, но лучше избегать даже
кратковременного повтора (перекрытия) одного и того же действия. Многократное прерывание сцены быстро
надоедает, вспомним телесериалы! В каждом отдельном фрагменте обязательно
должно произойти что-то интересное или существенное, иначе разрыв в
представлении некоторого события будет выглядеть надуманным и лишним. Чтобы
подчеркнуть взаимосвязь событий, бывает достаточно переключиться на
параллельную линию всего один раз. Для обозначения равнозначности действий
фрагменты чередующихся сцен делают примерно равными по длительности и по
крупности планов. «Одновременные» события вне помещения
происходят (должны представляться на экране) в одинаковое время суток и время
года, при той же погоде и т. п. Впечатление от съемок внутри здания может
испортить пейзаж за окном, противоречащий остальным обстоятельствам и
обстановке. Одновременность дополнительно можно подчеркнуть наплывом на
параллельную сцену, уместным окажется и перекрытие звуковых дорожек. Когда
параллельные события развиваются и перекликаются на протяжении длительного
времени, то не надо забывать, что за весной приходит лето, потом осень, зима
и т. д., как и после утра наступает день, вечер и ночь. К сожалению,
элементарные ошибки порой обнаруживаются только на этапе просмотра. Стык между кадрами должен однозначно
указать на изменение места действия. Резкая смена масштаба изображения,
освещенности или колорита сцены вызывает ощущение пространственного скачка.
На чередование мест зрителю явно укажут симметричные компьютерные переходы
туда и обратно в виде вытеснения кадра кадром или трехмерных эффектов;
правда, они привносят элемент искусственности, что не всегда уместно. Поэтому
предпочтение лучше отдавать тем кадрам, на стыке которых окружение
просматривается и различается с наибольшей отчетливостью, чтобы простое их
соединение не вызывало никаких сомнений в смене места действия. Монтируя две перекликающиеся исторические
линии, прошлое надо выделять особо. В зависимости от степени развития техники
«тех дней» и количества «прошедших лет» (кавычки относятся только к
псевдопрошлому), можно выбрать черно-белое изображение, имитацию дефектов
кинопленки. Подойдет также смещение цветовой палитры в теплые тона (сепия),
понижение насыщенности и контрастности изображения (пленка ведь выцветает) и
другие видеофильтры. Строящийся монтаж Специально подобранным чередованием кадров
можно натолкнуть зрителя на мысль о причинно-следственных отношениях между
событиями, возможно, независимыми на самом деле. Последовательность показанных
действий влияет на вывод зрителя о действиях героев и обо всем происходящем
по схеме: «после того — значит по причине того». Рассмотрим в качестве
примера перестановки нескольких кадров.
Изменяя порядок включения перечисленных
кадров, можно изменить и смысл происходящего.
При компоновке надо соблюдать определенные
правила согласования кадров, идеальной можно считать стыковку, дающую
монтажный кадр. Об этом речь пойдет особо, здесь отметим лишь специфические
особенности. Задний план в соседних кадрах «одной» сцены
не должен изменяться — ведь одно действие происходит в одном и том же месте.
Колорит, освещенность и, тем более, природа и окружение должны оставаться
неизменными. Ощущение того, что все происходит в одном месте, будет тем
больше, чем незаметнее станет применение специальных компьютерных эффектов
(например, многослойного монтажа, видеофильтров, корректирующих яркость и
цветность, и т. п.), но лучше, конечно, вовсе обходиться без них. Обратите особое внимание на совместимость
стыкуемых кадров по направлению движения (если баскетбольный мяч бросают
слева направо, то в следующем кадре он должен залетать в корзину в том же
направлении). Если в конце эпизода герои должны встретиться в одном месте, то
перед этим их надо направлять с разных краев экрана к середине. Эффектно
смотрится вхождение персонажа в кадр, где уже присутствует его партнер.
Движением героев от середины в разные стороны экрана можно подчеркнуть их
расхождение во взглядах. Необходимо согласовывать кадры по
ориентации и направлению действия (если разъяренный лев прыгает с правого
края экрана в глубь сцены, то в следующем кадре ваша жена должна находиться в
центре сцены и смотреть с улыбкой в ту сторону, где только что был царь
зверей). Противники или собеседники в чередующихся кадрах должны смотреть в
середину с разных краев экрана. Сравнительный монтаж Сравнительный монтаж применяют для придания
сценам эмоциональной окрашенности, а всему фильму — определенного настроения.
С его помощью можно подчеркнуть авторскую точку зрения на представленные
события. Кратко отметим лишь два метода из довольно широкого арсенала
выразительных средств — ассоциативный и интеллектуальный монтаж. Ассоциативный монтаж. Чередующиеся сцены должны вызывать у зрителя мысль
о подобии, взаимосвязи, аналогии показанных образов или событий. Например,
это могут быть метафоры: человек-монумент, человек-птица, человек-чайник.
Такой монтаж подходит для навязывания зрителю мнения о взаимообусловленности
событий и явлений, символичности происходящего на экране. Здесь можно отступать от многих правил
построения эпизода (см. Построение эпизода). Вполне
допустимо начинать сцену с детального плана для вызова ассоциаций с
предыдущим кадром, заканчивающимся показом объекта с подобной деталью.
Например, неосторожно брошенная горящая спичка — огонь — лесной пожар, или
карие глаза мужа и преданная мордочка любимого пса, или лицо папы и носик сына.
Бывают оправданны компьютерные эффекты,
даже морфирование, например, падающая на язык добродушного кота капля
валерьянки превращает его в страшного тигра; тщательное и длительное
протирание граненого стакана преобразует последний в хрустальный бокал, ибо
терпенье и труд все перетрут. Можно использовать широкомасштабный наезд
или отъезд камеры (лесоруб, закончив работать, оставляет после себя пустыню,
которая становится видна после отъезда камеры или трансфокатора). Интеллектуальный монтаж. Целью интеллектуального монтажа является
отображение мыслей, воспоминаний, устремлений человека. Часто сцену начинают
и заканчивают наплывом кадров, отображающих реальные и мыслимые объекты.
Можно воображаемое сделать полупрозрачным и наложить его на подложку с изображением
реальности в течение всего времени показа (или наоборот), оба кадра не должны
отображать динамичных объектов одновременно. Иногда используют приемы
специального выделения воображаемого:
Психологический монтаж Психологический монтаж часто применяется в
рекламе для воздействия на подсознание потенциального покупателя
(избирателя), здесь учитываются особенности восприятия информации человеком.
Метод агрессивный, особо опасен для детей и утомленных взрослых. Главная цель
завуалирована, внешне ненавязчива. Опасность заключается в том, что
впоследствии человек делает вынужденный выбор (или отказывается от чего-то),
не отдавая себе отчета о причинах предпочтения. Непродуманное использование
может вызвать непредсказуемые результаты! Одна из разновидностей этого способа,
которая в некоторых странах преследуется по закону, — непосредственное
воздействие на подсознание (небезызвестный эффект 25-го кадра). Если
навязываемое изображение сохраняется на экране менее определенного времени
(1/25 секунды), то скрытая информация, не доходя до сознания человека,
откладывается в его памяти на подсознательном уровне. Если звук призыва маскируется
по интенсивности основным звуковым сопровождением или музыкой, то его
воздействие на психику человека аналогично. Еще один способ непосредственного
воздействия на подсознание заключается в следующем. Если яркостью и
контрастностью или громкостью и тембром последовательно выделять отдельные
предметы на экране или отдельные слова в речи, то на уровне неосознанного эти
внешне независимые объекты выстраиваются в ассоциативную цепочку, связанную с
навязываемой мыслью. Подмена понятий в рекламе не сразу
бросается в глаза, так как люди довольно часто используют в своей речи
метафоры. Надежность подменяется обязательством компенсации потерь или
бесплатным устранением скрытых дефектов, гарантия безопасности — страховкой, развитие
экономики — рынком, разруха — реформами, любовь — сексом. Назовите лекарство
«эликсиром», и к нему будет больше доверия, чем к простой микстуре. Слово
«киллер» не вызывает такого чувства отвращения, как душегуб или убийца, а
«ночные бабочки» — как продажные девки. Образ закоренелого преступника, сыгранный
талантливым и обаятельным актером, вызывает у зрителя если не симпатию, то,
по крайней мере, сочувствие, и не только к его личности, но к его поступкам.
Подобная «двойная» подмена еще менее заметна и еще более опасна. Смещение акцентов приводит к притуплению
бдительности и критического восприятия. Если рекламируемый объект
перемещается на второстепенную роль в сюжете, то он воспринимается как нечто
само собой разумеющееся, не вызывающее сомнений, тем более когда главный
герой (событие) близок зрителю, внушает ему доверие и положительные чувства. Как говорится, привычка — вторая натура.
Человек выбирает то, о чем он уже где-то слышал. Неизвестность всегда
вызывает опасение и страх. Для лучшего запоминания эффективен девиз, особенно
в стихотворной форме или в виде припева с упоминанием рекламируемого объекта.
Высшая степень привыкания — когда имя собственное становится нарицательным
(ксерокс, паркер, спутник). Обещание «пряника» («красивой жизни», «райского
наслаждения» и прочих земных благ) хоть и вызывает скептическое отношение, но
западает на подкорку. Глупость, становясь обыденной и привычной, перестает
быть отталкивающей и вызывает лишь жалость — начало сочувствия. Использование эротики, особенно лишь намека
на нее (тихая музыка, мягкое освещение, нежный голос, красивое лицо), и
ненавязчивой ассоциации увиденного с нужным объектом действует на подсознание
как указание: «Это то, чего ты хочешь». Звук Звуковое сопровождение можно условно
разбить на звуковой фон сцены, создающий эффект присутствия зрителя в местах
разворачивания событий, речь, дающую однозначное понимание происходящего на
экране, и музыку, придающую фильму особое настроение. Соотношение громкостей
каждого из названных компонентов звукового ряда в разные моменты времени надо
изменять для достижения наибольшей выразительности. Сцена может состоять из нескольких кадров,
но ее звуковое сопровождение должно восприниматься как единое целое, иначе
для зрителя произойдет пространственно-временной скачек. Смена планов и
ракурсов, вставка кадров (архивных материалов) не должны влиять на звуковое
сопровождение. Таким образом, непрерывность звукового ряда объединяет сцену. Громкость звука на протяжении всего фильма
должна быть нормированной. Восприятие самых тихих фрагментов не должно
требовать напряжения слуха, а самые шумные сцены не должны вызывать ощущения
дискомфорта. Неприятное впечатление может вызвать звуковое сопровождение с
искажениями, то есть как слишком глухой звук, так и избыток в звуковом
сигнале верхних частот, особенно когда характер тембровой окраски изменяется
во времени. Любительские фильмы, к сожалению, редко
отличаются заслуживающими внимание зрителя диалогами, а монолог героя бывает
интересным только в хорошо продуманном интервью. Это связано с тем, что или
речь в экспромтах звучит маловыразительно, утопая в потоке лишних слов, или
техническое качество оказывается низким из-за посторонних шумов, так как
оператор к записи конкретной реплики заранее не готовился. Поэтому те кадры,
где речь слышна отчетливо, необходимо отбирать с особой тщательностью, иногда
даже с бережностью. При подготовке исходных материалов очень
полезной может стать запись на бумагу всех реплик персонажей с указанием
авторства и точной адресации кадра. Слова потом легко тасуются, чтобы
получить подходящий текст и озвучить ключевые моменты фильма, так как во
многих случаях только речь (диалоги, монологи, голос за кадром) и титры
(субтитры) с комментариями дают зрителю возможность однозначно воспринимать показанные
события. Речь не должна дублировать изображение на экране. Диалоги, смысл
которых понятен из видеоряда, имеют примерно ту же смысловую значимость, что
и междометия. Длинных речей желательно избегать, ведь
фильм — это, в первую очередь, зрелище. С другой стороны, если интересных
диалогов мало, то значимость авторского текста (авторской речи, титров или
субтитров) с комментариями для домашнего видеофильма становится почти такой
же, как для немого кино. Комментарии должны давать информацию только о том,
что осталось за кадром, и ни в коем случае не дублировать видеоряд. Комментарий должен быть максимально
кратким. Его пишут простыми предложениями, без жаргона, желательно с юмором.
Важен порядок слов, так как он может изменить понимание происходящего:
появление зрительного образа связывается человеком со звучащим в это же время
словом. Наиболее благоприятный для восприятия темп
речи или титров — три слова за две секунды. Речь должна быть простой и разборчивой, по
возможности жанрово окрашенной. Непрофессиональные дикторы часто «съедают»
(оглушают) концовки фраз, это придется отслеживать особо. Голос закадрового переводчика с русского на
русский лучше сделать как можно более гнусавым (как в пиратских копиях
зарубежных видеофильмов), чтобы максимально отличить от голосов героев.
Должны быть различимы и речь героя, и речь переводчика, который для лучшей
«понятности» должен каждый раз определять авторство слов, здесь можно вовсе
отказаться от прямой речи. Можно так поставить видеофильм, что
музыкальная тема в нем станет главной. Во всяком случае, без музыки обойтись
практически невозможно, в эпоху немого кино в кинозалах всегда играл тапер.
Музыка в фильме исполняет собственную роль:
Мелодия должна соответствовать характеру
действия на экране. Так, быстрое разворачивание событий желательно
сопровождать энергичной, исполняемой в быстром темпе музыкой, а
периодические, цикличные действия — связать с музыкальным ритмом. Под
эмоциональную музыку нельзя показывать обыденные вещи и разворачивать
малонапряженные события, так как это может быть воспринято как намек на нечто
интересное, и зритель в дальнейшем будет разочарован в своих ожиданиях. Картинам природы традиционно сопоставляются
определенные мелодии:
При подборе музыки для фильма надо
учитывать, что известные произведения у разных людей вызывают собственные
чувства и ассоциации, свои личные воспоминания, которые могут не совпадать с
авторским замыслом.
|
|