|
|
Съемка Крайне редкий кадр можно целиком вставить в
фильм. Зачастую приходится корректировать моменты его включения и отключения,
разбивать кадр на части. Для облегчения монтажа всегда надо иметь запас по
длительности кадра. А чтобы попусту не тратить видеопленку, надо снимать
монтажно, то есть уже заранее планировать место кадра в будущей сцене. СОВЕТ. Важно помнить, что объект
съемки перемещается в центр внимания оператора, поэтому трудно уследить,
чтобы в кадр не попало ничего лишнего. Полезно выработать у себя привычку
беглым взглядом осматривать весь кадр. Использование встроенного монитора
вместо видоискателя облегчает эту задачу. Любители чаще используют репортажную (без
предварительной подготовки) съемку, так как самые интересные события всегда
происходят неожиданно. Но при монтаже может оказаться, что материалов не
хватает. Поэтому после репортажа и дополнительной репетиции с героями полезно
сделать несколько постановочных кадров с продуманной композицией. Отдельно
надо снять дальние планы и картины окружения, которые понадобятся для показа
обстановки. Нелишними будут кадры со случайными прохожими или свидетелями
событий, которые в дальнейшем оживят эпизод. Если планируется использовать
многослойный монтаж, надо снять героев на однотонном фоне (например, на фоне
неба), который резко отличается по цвету или яркости от одежды и лиц: чем
больше такое различие, тем легче впоследствии сделать фон прозрачным и
заменить его другим. Оперативность в репортажной съемке играет
не последнюю роль. Но здесь надо учитывать два противоположных фактора.
Во-первых, необходимо иметь запас по времени, ведь камера не включается
мгновенно, так как для бесшумного стыка последовательных записей при
выключении происходит автоматический откат пленки на секунду назад, а после
включения пленка на протяжении секунды выставляется в последнюю записанную позицию.
Во-вторых, режим готовности («STBY») вызывает излишний износ магнитной ленты
и, как следствие, может повлечь сбой синхронизации в месте паузы. Во многих
видеокамерах режим готовности автоматически отключается по истечении 5 минут
бездействия. Желательно отказаться от вредной привычки
многократного использования видеопленки. Хотя лучшее — враг хорошего,
приходит время, когда появляется неистребимое желание переделать некоторые
эпизоды. К тому же трудно преодолеть соблазн использовать удачные кадры в нескольких
фильмах, возможно, изменяя моменты их начала и конца для согласования в новой
позиции. Чтобы не тратить видеопленку и заряд
батарей видеокамеры на запись монолога сплошным куском, звуковое
сопровождение выгоднее фиксировать на портативной звукозаписывающей
аппаратуре. При монтаже на компьютере коррекция пространственной ориентации
стереозвуков и синхронизация с видеорядом не вызовет затруднений. ВНИМАНИЕ. Записывающую камеру ни
в коем случае не стоит уподоблять прибору, сканирующему изображение, она
должна быть неподвижной или движущейся плавно и неторопливо, даже если
персонажи перемещаются за рамки кадра. До выключения записи нежелательно
менять направление поворота камеры, можно лишь остановиться, иначе во время
монтажа придется разделить отснятый кадр. Компактную легкую видеокамеру, в отличие от
камеры плечевого исполнения, очень трудно удержать в неподвижном состоянии, и
дрожание кадра становится заметным даже при незначительном наезде
трансфокатора. Поможет здесь стабилизатор изображения или штатив, но
электронный стабилизатор ухудшает четкость, а оптический — потребляет
дополнительную энергию. А чтобы избежать применения штатива, для рук с
камерой и всего тела можно использовать подручные опоры. Ими могут стать
стол, спинка стула, забор, стена, дерево и т. п. Положение оператора должно
быть устойчивым — лучше плохо сидеть, чем хорошо стоять, даже прислонившись.
Очень впечатляющими бывают кадры, снятые в
движении. Если под рукой (под ногами) не оказалось тележки и ассистентов
(группы водителей), можно использовать «кошачью походку». Перед съемкой
заранее проверьте отсутствие преград по ходу планируемого движения.
Как правило, автоматическая наводка на резкость
дает хорошие результаты, но в следующих случаях возможно нарушение
фокусировки и потребуется ручная регулировка с отключением автоматики:
Записанный во время видеосъемки звук
предназначен не только для передачи речи, но и для создания эффекта
присутствия, то есть воспроизведения общей звуковой обстановки, на фоне
которой разворачиваются действия фильма. Посторонние шумы от расположенных
близко к камере источников (например, работающий двигатель автомобиля,
громкое дыхание оператора или шум механизма трансфокатора), на которые не
сразу обращаешь внимание, порой заглушают все остальные звуки. Надо помнить,
что звуковое давление обратно пропорционально квадрату расстояния до
источника. При видеозаписи для контроля качества
фонограммы очень полезно использовать головные телефоны (наушники). С помощью
такого простого способа можно не только легко избежать посторонних звуков и
нежелательных слов, но и вовремя включить защиту от шума ветра (в меню камеры
установить «ON» в строке «WIND»). Эта установка включает фильтр верхних
частот (обрезает все гармоники ниже 150 Гц), поэтому ею надо пользоваться
только по необходимости и не забывать о своевременном отключении, так как
установка сохраняется и после выключения видеокамеры. Выносные проводные или радиомикрофоны,
подключаемые к камере, позволяют снимать даже в неблагоприятной звуковой
обстановке. Направленные микрофоны больше подходят для записи речи или звука
от удаленных объектов, а микрофоны с круговой диаграммой направленности — для
записи общего звукового фона сцены. Хорошей альтернативой или дополнением
выносным микрофонам может стать использование портативной звукозаписывающей
аппаратуры. Если при съемке не обращать внимания на
звучащую рядом музыку, то могут возникнуть проблемы с монтажом. Поэтому по
возможности надо убавить до нуля громкость включенного телевизора, музыкального
центра и т. п. В крайнем случае, когда музыка доносится из соседней квартиры
или с улицы, границы кадров надо выбирать по границам записанных музыкальных
фраз. Режимы экспозиции От правильности выбора экспозиции зависит
контрастность и насыщенность получаемого изображения, качество проработки
деталей кадра в тени и на свету. Экспозиция определяется произведением
освещенности светочувствительной матрицы на время выдержки. При заданной
освещенности сцены выбрать правильную экспозицию — значит правильно
установить величину диафрагмы объектива и выдержку. Автоматическая экспозиция рассчитывается по
освещенности зон кадра с учетом весовых коэффициентов каждой зоны. Центру
приписывается наибольший вес, а периферии — наименьший. При ровном освещении
автоматическая экспозиция обычно дает технически качественное изображение, но
для придания кадру особой выразительности или в сложной световой обстановке
этого бывает недостаточно. Неровное освещение сцены может привести к плохой
прорисовке деталей главного объекта, и выбор экспозиции должен обеспечить в
первую очередь качественную съемку сюжетно важного элемента. Автомат выбора
экспозиции дает грубую ошибку при избыточном встречном свете, при съемке
человека в светлой или блестящей одежде. Ошибка проявляется в затемнении лиц
и других сюжетно важных деталей кадра, так как экспозиция рассчитывается по
средней освещенности. Высветить главные элементы кадра можно включением
режима компенсации фонового света (Back Light). He
забывайте, что многие камеры сохраняют этот режим даже после отключения
питания, что может привести к ошибке установки экспозиции во время следующей
записи. В большинстве видеокамер кроме
автоматического задания экспозиции предусмотрен целый набор программных
установок (Program AE), из которого можно выбрать
наиболее подходящую экспозицию для каждого конкретного случая. В некоторых
видеокамерах есть ручная регулировка выдержки или диафрагмы. Встречаются
камеры с перемещаемой зоной выделения элемента кадра (Flex
Zone), экспозиция здесь устанавливается по выделенному участку, и
такой способ является неплохой альтернативой ручной регулировке. Для отображения пространства на плоском
экране, а также чтобы фон не отвлекал внимание зрителя от главного объекта,
требуется уменьшенная глубина резкости. Она получается при максимально
открытой диафрагме и достаточно большом фокусном расстоянии, при этом
экспозиция выбирается изменением выдержки. Если же требуется большая глубина
резкости, то экспозицию задают путем изменения выдержки при малой диафрагме. Чтобы избежать смазывания изображения
движущихся объектов, необходимо уменьшать выдержку, экспозиция тогда должна
задаваться изменением диафрагмы, открытие которой приводит к уменьшению
глубины резкости. Обычные видеокамеры обеспечивают скорость затвора не более
1/2000 секунды, некоторые — 1/10 000 секунды. При таких выдержках требуется
яркое освещение. С другой стороны, смазывание изображения при увеличенной
выдержке может быть использовано как художественное средство для
подчеркивания скорости движущегося объекта. Таким образом, водопад или прибой
можно изобразить или множеством отдельных брызг, или стремительным единым
потоком, в зависимости от выбранной выдержки (рис. 12). Рис. 12. Водопад. Отдельных
брызг не видно, так как выдержка достаточно большая Далее приведены сведения по выбору
экспозиции из набора программных установок (Program AE).
Разные камеры имеют свои наборы и конкретные названия типов экспозиции,
несколько отличающиеся от тех, что указанны ниже. Для уточнения надо смотреть
инструкцию по эксплуатации видеокамеры.
Переменное кадрирование Переменное кадрирование — это изменение
границ кадра во время съемки, оно используется для фиксации подвижного объекта
в определенном месте экрана (проводка) или для придания динамизма кадрам со
статичными предметами. Переменное кадрирование подчеркивает глубину сцены и
уточняет место событий. Границы кадра изменяются не только при повороте,
наезде или отъезде камеры, но и при изменении фокусного расстояния объектива.
Делая проводку, надо оставлять пространство
перед движущимся предметом, а камеру поворачивать плавно, без скачков и
наклонов («завалов») горизонта. Въезд объекта в кадр лучше снимать
неподвижной камерой, а перед выездом надо плавно замедлить скорость поворота
камеры до нуля. Передний план не должен попадать в кадр, так как большая
линейная скорость перемещения предметов на экране утомляет глаза зрителя. Трансфокация (изменение фокусного
расстояния объектива) имитирует наезд и отъезд камерой и дает хорошие
результаты во время съемки неподвижных предметов, так как кадр приобретает
дополнительный динамизм. С помощью «наезда» (увеличения фокусного расстояния)
можно выделить объект или деталь, а с помощью «отъезда» (уменьшения фокусного
расстояния) — показать пространство. Скорость трансфокации, как правило,
должна быть постоянной и относительно небольшой. За каждую секунду можно
изменять масштаб изображения объекта примерно на одну ступень (в 1,6-1,8
раза), тогда увеличение или уменьшение в 3 раза (оптимальный для восприятия
скачок масштаба) получится за 2 секунды. Если скорость трансфокации жестко связать
со скоростью перемещения объекта вдоль оптической оси, то можно дольше
удерживать подвижный объект в кадре и, отчасти, сымитировать съемку
перемещаемой камерой. При таком сопровождении изменяется только фон, который
уходит или наплывает. Если объект снимать с низкой точки, то фон будет
меняться более значительно, увеличится кажущаяся скорость движения, так как
при низком горизонте в кадр в каждый момент времени попадет меньше предметов
окружения, которые и исчезают быстрее. Низкая точка хорошо подходит для
съемки приближающихся объектов. Для удаляющихся объектов более содержательной
может стать съемка с верхней точки, так как горизонт здесь поднимается, и
видимое пространство для движения расширяется. Для выделения объекта можно сделать наезд с
поворотом. В начале и в конце этой операции требуется несколько секунд покоя.
Поворот надо делать по ходу движения объекта. Особенно напряженно смотрится
перемещение по диагонали. Чтобы не вызывать у зрителя головокружения,
движение камерой должно быть медленным, а скорость трансфокации — низкой.
Мотивированный наезд по указателю, в направлении жеста или взгляда героя, допускает
выход за кадр. Естественным продолжением наезда с поворотом является переход
на следующий кадр, в котором выделенный объект показан более крупным планом. При съемке всегда надо помнить, что
монтажный кадр выглядит более естественно, чем трансфокация. Вместо того
чтобы постепенно изменять фокусное расстояние до момента получения требуемого
увеличения объекта на экране, лучше сделать лишь начало наезда, а далее
включить следующий кадр, в котором объект уже будет увеличен в 2,5-3 раза.
(Напомним, что здесь желательно изменить угол зрения на 15-45°.) Трудно найти
оправдание повторному наезду-отъезду и изменению направления поворота камеры.
Панорама (рис. 13) дает общее описание
места и времени (по крайней мере, поры года) событий. В отличие от кино, слишком
мелкий масштаб дальнего плана при видеосъемке нежелателен из-за малого
разрешения телеэкрана. На панораме заметны даже небольшие скачки линии
горизонта и завалы камеры. При медленном повороте автоматическая экспозиция
обеспечивает постоянство яркости кадра. В начале панорамирования необходима
выдержка, потом равномерная проводка, затем опять выдержка, что в дальнейшем
понадобится для стыковки кадров. Линия горизонта должна оставаться на одном и
том же месте экрана. Поворот на 90° следует проводить не менее чем за 8
секунд, причем трансфокация исключается полностью. При вертикальном
панорамировании проводку надо делать строго по прямой и без завалов
горизонта. Панорамирование легче делать короткофокусным объективом, ведь при
большом «наезде» с большого расстояния получить недрожащую картинку
проблематично. Яркость кадра с панорамой будет постоянной только при
равномерном освещении, а если этого добиться невозможно, съемку ведут по
частям с предварительным уточнением экспозиции. Перевод фокуса, хотя и не меняет границ
кадра, значительно преобразует композицию. При съемке многоплановых по
глубине сцен поочередно выбираются объекты, которые будут попадать в фокус
или становиться нерезкими (в камере уже отключен режим автоматической
фокусировки!). Это возможно только при малой глубине резкости, когда объектив
имеет большое относительное отверстие и большое фокусное расстояние. Фокус
надо переводить плавно, возможен небольшой медленный поворот камеры. Внимание
зрителя привлекается к новому центру композиции непроизвольно, автоматически.
Предметы переднего плана могут стать естественным обрамлением, темные тона
здесь предпочтительнее, так как не уводят взгляд за пределы кадра. Не надо
забывать о правиле одной трети. а б Рис. 13. Панорама (а), поворот
на 45° (б) Съемка людей Отрицательных героев в домашнем
видеофильме, как правило, не бывает. Чтобы зритель (он же герой фильма)
смотрел на себя с удовольствием, человека надо показывать с симпатией и в
лучшем свете.
Размещая человека на телеэкране, надо
помнить, что искусство может начинаться там, где каноны нарушаются только
осознанно. Герой не должен упираться макушкой в верхний край, а носом — в бок
экрана. И уж конечно, нельзя обрезать краями кадра кисти рук, стопы ног и,
тем более, головы людей (и животных).
Рис. 14. Нежелательный ракурс При съемке людей, особенно в крупном
масштабе, нужно определенное освещение. Так как здесь исключается движение
персонажей, появляется возможность обеспечить стабильность света, но
освещение не должно мешать герою.
Итак, подведем итоги. Во-первых,
видеокамера — это не сканер для считывания штрих-кода, она не должна
отслеживать все движения персонажей и дрожание рук оператора. Во-вторых, во
время съемки почти невозможно соблюсти все нюансы композиции, но ведь и
требуется не педантичное выполнение правил, а творческий учет ограничений.
Если некоторые детали нельзя переставить или убрать, то почти всегда можно
изменить точку, с которой ведется съемка. В-третьих, трудно добиться хороших
результатов без хорошего освещения. Оно должно быть достаточно интенсивным,
иначе на картинке появится «снег», и малоконтрастным, чтобы прорисовать
детали как на свету, так и в тени. Наилучшее освещение бывает при «солнце в
молоке», а в ясный полдень солнце, приближающееся к зениту, дает для съемки людей
слишком большой контраст. Об установке светильников надо побеспокоиться
заранее. Наконец, используя головные телефоны для контроля записи звука,
можно вовремя обнаружить посторонние шумы. |
|
|